6++
Описание
Ещё до начала представления зрителя встречает интересная музыка — одно из грандиозных достоинств этой постановки. Атмосфера спектакля сформирована замечательным подбором музыки нашего современника, выдающегося французского композитора Александра Деспла, лауреата Грэмми, премии «Оскар» за фильм «Отель „Гранд Будапешт“» и других высоких музыкальных и кинонаград.
Основной мотив взят у Гофмана — загадочного и великого романтика, создателя Щелкунчика. Вероятно, пьеса — коллективный труд, в котором нашлось место даже стихам. Новаторски смело выглядит смещение акцента на пару взрослых героев — сказочные Мари и Щелкунчик являются в этой версии лишь фантастической проекцией реальной жизни часовщика Дроссельмейера и его жены на ирреальную действительность вымысла.
Мы привыкли видеть сказочных героев в эстетике классицизма. Но, режиссёры Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов в этом спектакле отошли от стереотипа в визуальном решении. История зазвучала современнее не только для сегодняшних зрителей, но и для самого Щелкунчика. Его триумфальный успех состоялся в Викторианскую эпоху, которая стала художественной средой для рождения стимпанка.
Функциональные декорации и реквизит Натальи Мишиной, создающие иллюзию мира механических устройств, приобретающие в умелых руках постановщиков и актёров спектакля волшебные свойства, впечатляют и взрослых, и детей. Решение использовать теневой театр как выход за рамки реальности — в сон или сказку, как всегда художественно, уместно и оправдано. Костюмы Максима Назарова очень органичны в этом фантазийном мире стимпанка.
Плотный темпо-ритм спектакля говорит о том, что режиссёры точно знают, в зале будет много детей.
Без чёткой, слаженной работы актёрской группы этот спектакль невозможен. Здесь каждый артист на своём месте: и новый для этой сказки персонаж – жена Дроссельмейера Марта (Мария Голицына), и сам Щелкунчик (Артем Четвериков). Руководитель театра и исполнитель главной роли – актёр Кирилл Рубцов – обладатель яркого характерного актёрского таланта. Как истинный сказочник, в роли Дроссельмейера, он «чертовски обаятелен» и образцово пластичен. Настоящая живая кукла — красавица-актриса Екатерина Крамзина, в роли Мари, радует своей самоотверженностью в актёрской работе и танце, очаровывает творческой силой и масштабом дарования.
Хореограф спектакля — Андрей Меркурьев, ведущий солист Большого театра, заслуженный артист РФ, придумал много разнообразных танцевальных фрагментов, и порой сложно разграничить где пластический этюд переходит в танец. В его лексике присутствует и так называемая деми-классика, и Contemporary Dance. Контрастируя, всё это, вместе с музыкальными образами, создаёт уникальный пластический рисунок спектакля, можно сказать его пульс.
Незабываемое место расположения театра, выдержанная эстетика, мощный актёрский состав, хитовая музыка мирового уровня, авторская интерпретация культовой истории с хорошим концом, раскрывающая для современной взрослой аудитории иронию великого Гофмана — что ещё нужно для создания популярного спектакля? Пожалуй, всё есть.