Директор театра / Пимпиноне

Описание

7 февраля 1786 года в Вене состоялся праздник, организованный кайзером Йозефом II в честь генерал-губернатора Нидерландов. В программе торжеств, помимо званых обедов и танцев, было музыкальное состязание: зрителям предстояло выбрать, что же лучше — итальянская опера или немецкая. Для этого двум композиторам — Вольфгангу Амадею Моцарту и Антонио Сальери, — были заказаны одноактные произведения на комический сюжет из жизни театрального закулисья.

Сальери представлял на этом конкурсе итальянскую школу и сочинил оперу «Сначала музыка, потом слово». А Моцарт в немецких традициях написал зингшпиль «Директор театра». В нем композитор и либреттист посмеялись над капризными и вздорными нравами, так часто встречающимися в театральном мире, над самовлюбленными примадоннами и желанием каждого артиста быть главным любимцем публики.

В опере всего четыре музыкальных номера и увертюра, которые перемежаются веселыми разговорными диалогами. Но даже эту заказную миниатюру гений Моцарта сумел превратить в маленький оперный шедевр.

В наследии Георга Филиппа Телемана — одного их наиболее ярких представителей немецкого барокко — много небольших опер, называемых «интермеццо». Однако в наши дни наиболее успешно на сценах театров всего мира идет опера «Пимпиноне, или Неравный брак».

Это комическое интермеццо — единственное произведение, по которому отечественные музыканты и меломаны в настоящее время могут судить об операх некогда знаменитого немца, и своего рода «визитная карточка» всего оперного творчества композитора.

Телемана называли «счастливым соперником И.С. Баха»: ему не приходилось добиваться выгодных заказов и приглашений на должности, княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. Композитор, чье имя сегодня известно не каждому, при жизни был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и Испании до России и Скандинавских стран. В честь него даже поэты слагали стихи.
© Афиша Москвы, 2015
Разработано Web-Easy