16++
Описание
Визитная карточка «Мастерской Фоменко» — восстановленный спектакль 2002 года
«Трагикомическая вампука» или «катастрофа в дебюте» — так определял жанр этого спектакля сам Петр Наумович. В трехчасовой постановке занят «золотой» состав труппы: Евгений Цыганов, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Ирина Горбачева и многие другие актеры, ради которых и ходят в «Мастерскую Фоменко».
***
В свое время французский литератор и дипломат Жан Жироду оказался одним из немногих зарубежных авторов, чьё творчество жаловали в послереволюционной России. Его поэтичная сатирическая пьеса «Безумная из Шайо», постановки которой он при жизни не дождался из-за разразившейся Второй мировой войны, пришлась русской публике особенно по вкусу: в 1992 Р. Щедрин поставил по ней балет с М. Плисецкой, а спустя 20 лет свой канонический спектакль представил зрителю П. Фоменко.
В нынешнем репертуаре Театра имени Фоменко, уже после смерти Петра Наумовича, спектакль идёт в так называемой «возрожденной» версии, поставленной учеником и давнишним актером театра К. Пироговым. В новой редакции расширился состав уличного оркестра парижских музыкантов, и, как отмечают критики, с переносом спектакля на новую большую сцену он обрел иной масштаб.
Действующие лица сюжета Жана Жироду полярны не только по своему отношению к жизни, но и по своему социальному положению в ней. В красном углу этого ринга нравственности и добра — представители Объединенного Банка Парижских Недр (О.Б.П.Н.), в который входят барон, банкир, биржевой маклер и президент акционерной компании. Этими людьми движет страсть наживы за счет природного ресурса нефти (вполне современный сюжет). В синем углу — четыре женщины из провинций Парижа и их друзья, готовые на подвиг ради спасения своей родины. Орели (Галина Тюнина) — безумная из Шайо. С ней такие же «безумные» 3 дамы: Констанс (безумная из Пасси — Наталия Курдюбова), Габриэль (безумная из Сан-Сюльпис — Мадлен Джабраилова), Жозефина (безумная из Конкорд — Ирина Горбачева). Перед зрителем вопрос: неужели эти героини и вправду сумасшедшие?
Нет, они лишь романтики, которые противостоят финансовым играм О.Б.П.Н., вступают с ними в честный бой, действуя исключительно в рамках закона (чего не скажешь о буржуях в образе персонажей Никиты Тюнина, Евгения Цыганова, Олега Ниряна и Юрия Буторина). Гротеска истории, поставленной Кириллом Пироговым, добавляет суд над эгоистами высшего общества: безумная из Шайо заманивает их в волшебное подземелье (то есть люк) и замуровывает там с интенцией «а подумайте-ка вы над своим поведением». Такое завершение чудаковатой истории — истинно сказочная мораль, преисполненная мыслью проучить и беззаботное современное общество.
Благодаря Марии Даниловой — художнику по костюмам — герои пьесы Жана Жироду (и высшего, и низшего класса) очень похожи на труппу уличных комедиантов: яркие платья для «безумной четвертки», смелый макияж, только подчеркивающий своеобразную наивную детскость героинь. Представители банка же выглядят чрезвычайно напыщенно, что, безусловно, дает им дополнительную характеристику.
Сами актеры, большинство из которых больше десяти лет назад играли и в аутентичной фоменковской версии, отмечают, что в новой редакции труппа стремилась отойти от злободневной брехтовской социальности, дабы впустить зрителя в живое пространство Парижа, населенного сложными сомневающимися, и каждый по-своему реагирующими на происходящее персонажами.