0++
Описание
Хаим Сокол в своих произведениях исследует вопросы личной и коллективной памяти и механизмы ее передачи. В новом проекте он обращается к более конкретной теме травматической памяти, связанной прежде всего, но не исключительно, с событиями Второй мировой войны и Холокостом. Художник задается вопросами: может ли память жертвы быть универсальной? Как помнить то, что хочется забыть? Что нам делать с этой памятью? Автор обращается к темам отчуждения, изоляции и разрушенных связей в современном мире. Работая с архивными материалами и личными документами, он раскрывает эпизоды истории XX века сквозь призму частных судеб.
Одним из ключевых понятий проекта является поэтическая трансформация. Превращение выступает одновременно как форма избавления и способ передачи непосредственного ощущения травмы на расстоянии и через поколения путем «проживания» трагедии. В своих работах художник балансирует на грани между кафкианским кошмаром насильственного превращения в насекомое и свободной мутацией как формой освобождения. Так, масштабная работа «Свиток» (2019) с изображенной на ней вереницей темных, похожих на тени безличных персонажей, призвана передать не конкретный образ или событие, а лишь его атмосферу. Группы людей могут быть связаны с самыми разными страницами истории: восстанием иудеев в древнем Риме, восстанием в варшавском гетто или ужасающими акциями нацистов на территории Польши.Хаим Сокол продолжает поиски новых форм передачи идей и смыслов на стыке различных видов искусства – театра и перформанса, визуального искусства и литературы.
В рамках проекта «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» будет представлено 15 произведений: новая серия крупноформатных работ на ткани, а также монументальные инсталляции «Птица» и «Секрет», созданные художником специально для выставки. Экспозицию дополнит видеоряд, основанный на серии гуашевой графики.