12++
В ролях
,
Надежда Павлова,
Хибла Герзмава,
Ирина Ващенко,
Нажмиддин Мавлянов,
Роман Улыбин,
Владимир Свистов,
Валерий Микицкий,
Лилия Гайсина,
Сергей Балашов,
Лариса Андреева,
Елена Гусева,
Наталья Владимирская,
Дарья Терехова,
Ольга Гурякова,
Наталья Петрожицкая,
Мария Пахарь,
Ксения Дудникова
Описание
Впервые русскую сцену поразил спектакль еще в 1884 году, а спустя почти сто лет — в 1986 — режиссер-постановщик Александр Титель представил свое первое видение «Сказок Гофмана» в Свердловске. И теперь зрители Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко могут увидеть постановку оперы Жака Оффенбаха, премьера которой состоялась 5 мая 2011 года.
В течение трех актов перед залом будут оживать персонажи таких новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана, как «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении», «Советник Креспель». Героини этих сюжетов — Олимпия, Джульетта и Антония — становятся «тремя душами и тремя сердцами» возлюбленной Гофмана — Стеллы. Для героя эта женщина — воплощение истинного абсолюта. Именно поэтому он вспоминает об идеальности Олимпии, которая поражает Гофмана своим совершенством, но позже предстает перед ним в настоящем образе механической куклы.
По той же причине поиска всех граней идеала герой рассказывает о жестокости Джульетты и о несчастной судьбе преданной искусству Антонии. Сумасшедшие чувства, стремление к высшему и идеальному, разбитые иллюзии — все это переживает герой через воспоминания. Причудливые сюжеты рассказов немецкого автора полностью отражают направленность его творчества, что и воплощает в своей музыке Жак Оффенбах. Лирический талант композитора особенно ярко воплотился, например, в песенке Гофмана («Легенда о Клейнзаке»), куплетах Олимпии, баркароле из истории о Джульетте.
Особенным становится олицетворение мрачности повествования, ведь даже фабулы самих новелл заключают трагичность судеб главных героев. Художник-постановщик Валерий Левенталь воплотил контрасты сюжетов: динамичная смена декораций позволяет переносить героев из пивного кабака в атмосферу кукольного завода, с которого начинает свое повествование главный герой. Сказочность ситуаций позволяет артистам буквально играть удивительными образами, которые рождаются благодаря историям Гофмана.
Александр Титель и Валерий Левенталь добиваются истинного воплощения как реальных сторон истории, так и фантастичных картин произошедшего однажды с Гофманом. Тот факт, что на премьере спектакля солистка Хибла Герзмава изображала всех четырех женщин Гофмана, является доказательством уникальности мысли режиссера, так как сложность в тесситуре четырех вокальных партий подкрепляется сложностью разносторонних образов, которые в единении представляют идеал писателя.
Опера создана в трех действиях. «Сказки Гофмана» признаны лучшей оперой России на фестивале «Золотая маска», проходившем в апреле 2013 года, а дирижер оперы Е. Бражник стал лучшим среди своих коллег.