Сказки Гофмана

Описание

Впервые русскую сцену поразил спектакль еще в 1884 году, а спустя почти сто лет — в 1986 — режиссер-постановщик Александр Титель представил свое первое видение «Сказок Гофмана» в Свердловске. И теперь зрители Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко могут увидеть постановку оперы Жака Оффенбаха, премьера которой состоялась 5 мая 2011 года.

В течение трех актов перед залом будут оживать персонажи таких новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана, как «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении», «Советник Креспель». Героини этих сюжетов — Олимпия, Джульетта и Антония — становятся «тремя душами и тремя сердцами» возлюбленной Гофмана — Стеллы. Для героя эта женщина — воплощение истинного абсолюта. Именно поэтому он вспоминает об идеальности Олимпии, которая поражает Гофмана своим совершенством, но позже предстает перед ним в настоящем образе механической куклы.

По той же причине поиска всех граней идеала герой рассказывает о жестокости Джульетты и о несчастной судьбе преданной искусству Антонии. Сумасшедшие чувства, стремление к высшему и идеальному, разбитые иллюзии — все это переживает герой через воспоминания. Причудливые сюжеты рассказов немецкого автора полностью отражают направленность его творчества, что и воплощает в своей музыке Жак Оффенбах. Лирический талант композитора особенно ярко воплотился, например, в песенке Гофмана («Легенда о Клейнзаке»), куплетах Олимпии, баркароле из истории о Джульетте.

Особенным становится олицетворение мрачности повествования, ведь даже фабулы самих новелл заключают трагичность судеб главных героев. Художник-постановщик Валерий Левенталь воплотил контрасты сюжетов: динамичная смена декораций позволяет переносить героев из пивного кабака в атмосферу кукольного завода, с которого начинает свое повествование главный герой. Сказочность ситуаций позволяет артистам буквально играть удивительными образами, которые рождаются благодаря историям Гофмана.

Александр Титель и Валерий Левенталь добиваются истинного воплощения как реальных сторон истории, так и фантастичных картин произошедшего однажды с Гофманом. Тот факт, что на премьере спектакля солистка Хибла Герзмава изображала всех четырех женщин Гофмана, является доказательством уникальности мысли режиссера, так как сложность в тесситуре четырех вокальных партий подкрепляется сложностью разносторонних образов, которые в единении представляют идеал писателя.

Опера создана в трех действиях. «Сказки Гофмана» признаны лучшей оперой России на фестивале «Золотая маска», проходившем в апреле 2013 года, а дирижер оперы Е. Бражник стал лучшим среди своих коллег.
© Афиша Москвы, 2015
Разработано Web-Easy