Летом 1940-го года в Париж входят нацистские войска и без особого труда получают в своё распоряжение город и заодно центр мировой культуры — Лувр. Но граф Франц Вольфф-Меттерних, возглавляющий комиссию по охране произведений искусства вермахта, и француз, директор музея Жак Жожар, совместными усилиями спасают богатейшую коллекцию Лувра от вывоза за пределы страны. Так выглядит история Лувра во время Второй мировой войны. Совсем другое дело — Эрмитаж, цена спасения которого оказалась гораздо выше.
Об этом и о многом другом размышляет Александр Николаевич Сокуров в своём французско-немецком фильме «Франкофония», который уклоняется от любых точных определений и выходит за пределы любых границ. Это одновременно документальное кино и историческая драма, медленная прогулка по музейным залам и полный сомнений видеодневник, политическое и культурологическое высказывания об искусстве как атрибуте власти и истории. Здесь смешиваются юмор и печаль, времена, пространства и способы повествования; Наполеон, вышагивая по Лувру, гордится завоёванными культурными трофеями, Гитлер, осматривая Эйфелеву башню, чувствует примерно то же самое; рассказчик пытается разбудить Толстого и Чехова, а после снова общается по скайпу с капитаном голландского корабля, который перевозит шедевры в непогоду. Штормит море, штормит История, по которой, как и прежде, продолжает плыть «ковчег», наполненный людьми и произведениями искусства. Когда корабль попадает в бурю, что должен он сбросить в воду, чтобы не пойти ко дну, — людей или картины? Чтобы спасти культуру, какую цену нужно и можно заплатить?
Фильм получил награду имени Миммо Ротелла, Приз кинокритиков за лучший евро-средиземноморский фильм на Венецианском кинофестивале (2015).