16++
Описание
В основе спектакля «Уроки сердца» лежат пять пьес молодого уральского драматурга Ирины Васьковской: «Русская смерть», «Уроки сердца», «Девушки в любви», «Макаки, пицца и деструкция», «Who's afraid of contemporary art».
Объединить эти произведения в одну постановку режиссёру Марине Брусникиной помогла связывающая их сквозная тема — универсальное, парадоксальное, доверчивое чувство женской любви.
Драматургия Ирины Васьковской — один из ярких примеров явления, неожиданно набравшего обороты в последние 5-10 лет: внятного, оформившегося «женского» голоса в искусстве (в первую очередь, театральном и кинематографическом), отличающегося отнюдь не сентиментальностью или яростно-«феминистическим» взглядом на мир, не темами или жанрами, но совершенно самостоятельным, неожиданным углом зрения, ракурсом, избираемым для анализа окружающей действительности. В случае Васьковской — и это стало главным аргументом при выборе её пьес для постановки в «Современнике» — трезвый, во многом даже жёсткий, взгляд на мир сочетается с почти осязаемой любовью к человеку, интересом и симпатией к его душевному миру. Психологизм, гротеск и даже своеобразный «реализм» в её пьесах уживаются друг с другом на равных, а бытовой, чувственный и фантазийный пласты сосуществуют, давая в итоге самобытный театральный «сплав».
«Уроки сердца» — вторая постановка Марины Брусникиной в «Современнике». В прошлом сезоне вместе с художником Николаем Симоновым, который работает с ней и над «Уроками сердца», Брусникина выпустила спектакль «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» — также по пьесе молодого уральского драматурга («Фронтовичка» Анны Батуриной). Однако, в отличие от предыдущей, по сути эпической, постановки, «Уроки сердца» — история принципиально камерная (и потому спектакль выходит на Другой сцене «Современника»), а кроме того — безоговорочно современная.
В «Уроках сердца» занят целый ряд молодых артисток театра, очень разных по своему актёрскому темпераменту, а потому способных создать лишённое монотонности художественное многоголосие, многокрасочное «лоскутное одеяло» сочинённой режиссёром истории, где взаимные отражения и тонкие сюжетные параллели создают связный и целостный сюжет. «Уроки сердца» обещают новые, во многом неожиданные, работы Светланы Ивановой, Дарьи Белоусовой, Елены Плаксиной, Полины Рашкиной, Марины Феоктистовой, а также и «младшего» поколения — Полины Пахомовой, Виктории Романенко, Натальи Ушаковой. Единственную «возрастную» роль — Мать Ларисы — по очереди играют Инна Тимофеева и Марина Хазова, привнося не только разные краски, но и меняя эмоциональную «температуру» спектакля. Кроме того, в спектакле есть мужской персонаж, которого играет Илья Лыков. Этот герой подтверждает своим появлением одну из неожиданных мыслей постановки, концентрирующей внимание именно на женской природе: чувство любви и потребности в ней – высокое, жалкое, естественное, странное — в какой-то момент становится настолько самодостаточным, что как будто перестаёт нуждаться не только в достойном «объекте», но в объекте как таковом.
Переполняющее сердце желание не столько отклика, сколько возможности выплеснуть вовне хотя бы часть накопившейся нежности, нерастраченного и невостребованного душевного потенциала, оказывается, может не нуждаться в «векторе». Придуманное, мечтаемое, несбывшееся и несбыточное «нормальное счастье» провоцирует не замечать ни собственной жертвенности (в том числе смешной), ни собственной жестокости к тому, кто рядом прямо сейчас, — в том числе страшной. Название «Уроки сердца» не случайно: мало хотеть любви, необходимо учиться изо дня в день не бояться её так же, как приходится не бояться одиночества, непонимания, неприкаянности…
Постановка, однако, обещает стать отнюдь не пессимистичным приговором сегодняшнему человеку. Напротив: попытка понять друг друга, услышать и разделить с собеседником не одиночество, но нерастраченное тепло, которого так много в каждом, — вот главный «урок сердца», который, хочется верить, способны принять не только герои спектакля, но и зрители.