Плащ. Джанни Скикки

Описание

Пуччиниевский «Плащ», как и еще многие другие оперы, Камерный музыкальный театр поставил первым в России. Все формальные признаки свидетельствуют о несомненной принадлежности этого сочинения к оперному веризму. Но, несмотря на типично веристский сюжет — хозяин баржи подозревает жену в измене, а когда подозрения подтверждаются, убивает ее любовника и заворачивает тело в плащ, — опера бесконечно далека от прямолинейности и эмоциональных излишеств. Музыкальными средствами преодолевая мелодраматическую схему, Пуччини создает подлинную драму, глубоко раскрывая психологию персонажей, а бытовым деталям придавая символическое значение. В музыке «Плаща» можно обнаружить даже импрессионистские черты, а в целом эта опера кажется едва ли не прямым предвестником неореализма. Именно в таком духе она и поставлена в Камерном театре.

Джанни Скикки. Единственная у Пуччини комическая опера «Джанни Скикки», так же как и «Плащ», входит в состав его «Триптиха» (третья часть, «Сестра Анджелика», ставится крайне редко). В основе ее сюжета — строки XXX песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте, которые посвящены флорентинцу Джанни Скикки, плуту и обманщику, разыгравшему роль умирающего богача и от его имени составившему подложное завещание. Казалось бы, классическая история о том, как вор у вора дубинку украл, но Пуччини обрисовывает главного героя с нескрываемой симпатией, поскольку тот действует не столько из корысти, сколько ради счастья влюбленных — своей дочери Лауретты и Ринуччо, родственника покойного Буозо Донати. Вместе с вердиевским «Фальстафом» это сочинение блистательно завершает богатую и славную историю жанра итальянской оперы-буффа. «Джанни Скикки» — опера, прежде всего, ансамблевая, и в этом смысле лучшего места, чем Камерный музыкальный театр, для нее и не найти.
© Афиша Москвы, 2015
Разработано Web-Easy