12++
Описание
Со дня первой постановки шекспировского «Отелло» прошло более 400 лет, а многослойный текст величайшего драматурга всех времен и народов продолжает давать поводы для свежего прочтения.
«Отелло» — продолжение своеобразного шекспировского цикла от Юрия Бутусова, рисковоной игры, в ходе которой глубинные смыслы текстов знаменитого драматурга становятся основой для экспериментальных постановок, более чем далеких от традиционного театра.
Хрестоматийная пьеса о ревнивом мавре для Бутусова — самая страшная из работ Шекспира. Ее ужасающая мощь — не в трагичном финале, а в полном отсутствии благих или хотя бы высоких мотивов у героев, это история том, как мир низвергается в хаос, история о людях, которые гибнут, отдавшись во власть темных демонов своего подсознания.
В проработке характеров Бутусов использовал одну из особенностей пьесы — то, что все ее герои существуют сразу в нескольких измерениях, в нескольких ипостасях, зеркальных отражениях человеческих суждений о себе. Эта неопределенность, шизофреническая зыбкость доведена до крайности — осколки альтернативных личностей так и не компонуются в цельные образы. В спектакле сосуществуют несколько Дездемон, в нем нет одного истинного Отелло, ни одна из вариаций персонажей так и не становится доминирующей.
Запутавшиеся в себе герои теряются и в пространстве — сцена, превращенная в заброшенный склад старьевщика, до крайности забитая реквизитом, становится символом вселенского хаоса, цивилизационной помойки, которая превращает людей в отрепье без целей и ценностей. При этом Бутусов отнюдь не наслаждается подобным положениям вещей — его постановка лишена гротескового веселья, это не нигилистический танец на руинах, а суровая констатация трагедии.