Писатель — Джованни, его супруга — Лидия… Потёмки творческого кризиса… Закат чувств… Сумерки привычек… Больница, близкий друг, погружающийся в «ночь»… Бессильные поиски просвета: тьма воспоминаний, ночной ресторан, богатая ночная вечеринка… Юная Валентина со своей маленькой «ночью» в душе… Утренний «ливень» отчаяния, откровений, откровенности, которые могут быть…
Можно считать этот фильм своеобразным творческим ответом Антониони на фильм «Сладкая жизнь» его коллеги и соотечественника Федерико Феллини. В них идёт речь о мире итальянской интеллектуальной элиты, только в данном случае проживающей не в Риме, а в центре «нового капитализма» — Милане, который стал как бы столицей «экономического чуда», случившегося в обществе немногим более десятилетия после второй мировой войны.
Фильм о том, что всё в этом мире имеет конец, что вечной любви не бывает. Это иллюзия, заставляющая думать, что дороги нигде не оборвутся. Жизнь имеет смысл, когда в ней есть любовь. Но истинная любовь — это лишь определённое мгновение в человеческой жизни, которое подчинено времени…
«Золотой Медведь» Берлинского кинофестиваля (1961), три «Серебряных ленты» (1961) за режиссуру, музыку и женскую роль второго плана.